КАК ПТИЧЬЯ КЛЕТКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В НЕБОСКРЕБ -
atlanta.ua
Меню

Знаете, сколько этажей было в первом небоскребе?

 

Всего 12! На фоне современных достижений, вроде 163-этажного Бурдж-Халифа, построенный в Чикаго в 1885 году Home Insurance Building – просто провинциальный «скромняга». Но именно его создатель считается «отцом небоскребов». 

Манхэттен билдинг

(С) Getty Images

Чтобы почувствовать дух времени, запрыгивайте в вашу мысленную машину времени и отправляйтесь в Чикаго 1880 года.

Город бурно растет и развивается, одновременно строятся десятки зданий – гостиницы, магазины, фабрики, офисные здания, доходные дома и увеселительные заведения. Ежегодно появляются целые кварталы. Наш герой, Уильям Ле Барон Дженни, — состоявшийся архитектор под пятьдесят. Он владелец собственного бюро, выпускник Гарварда и Центральной школы искусств и мануфактур в Париже, ветеран Гражданской войны, профессор Мичиганского университета. 

Его бюро специализируется на коммерческой недвижимости и буквально завалено заказами. Как говорится, жизнь удалась. А Дженни – недоволен. Чем? Он, видите ли, мечтает, чтобы архитектура шла в ногу с прогрессом. В первую очередь, за счет увеличения этажности. Ведь все вокруг становится больше и совершеннее – паровые машины и плотины, корабли и поезда, и только городская застройка уперлась в «потолок» пяти этажей и, лишь за редкими исключениями, не растет. 

Казалось бы, давно уже изобретен безопасный лифт, и архитекторская мысль больше не ограничена неудобством хождения вверх-вниз по лестницам. Но увы, если строить здания выше – слишком возрастает давление на грунт и фундамент. Если кирпичные или бетонные стены делать тоньше, то конструкция становится слишком непрочной. Тупик, который буквально лишал сна и покоя и самого Дженни, и его молодых единомышленников, в итоге получивших прозвище «Чикагская школа».

Манхэттен билдинг

(С) Getty Images

Легенда гласит: решение проблемы пришло случайно – вроде истории с ванной и Архимедом.

Однажды, когда Дженни вернулся домой, его жена, читавшая в кресле в гостиной, поднялась встретить мужа и положила тяжелый том на стоявшую рядом птичью клетку из тонких стальных прутьев. По другой версии, она занималась уборкой и случайно столкнула книгу на клетку с полки. И тут архитектора озарило. Он схватил книгу и еще несколько раз бросил ее сверху на клетку. «Видите! Если тонкие стальные прутья могут выдержать такой вес, разве не может сталь нести тяжесть здания?!», – кричал он жене и слугам. 

Дальше Дженни и лучшие из лучших в его команде уселись проектировать дом, в котором вес конструкции нес бы на себе металлический каркас. При этом, после недолгого обсуждения, Уильям решил замахнуться сразу на 10 этажей. С точки зрения рекламы это было очень правильно. «Дом вдвое выше обычного», – отличный слоган.

В основу проекта легли три идеи, ставшие теми китами, на которых по сей день стоят небоскребы:

— несущий каркас из стали. Сталь в несколько раз легче даже самого лучшего бетона, поэтому здание выходит более легким. При этом, раз стены не выполняют несущую функцию, значит их можно делать тоньше. «Мы повесим стены на каркас как занавески», – говорил по этому поводу Дженни.

— лифты вместо лестниц. Совсем без лестниц обойтись не получится никогда, но, сокращать их количество до минимума – к этому по сей день стремятся все строители небоскребов. 

— максимально большие окна. Ведь они еще легче даже самых тонких стен. Современные «стеклянные стены» небоскребов – прямые потомки огромных окон проекта Дженни.  

Отдельной «фишкой» новой идеи стала пожароустойчивость здания. Всем в Чикаго был памятен Великий пожар 1871 года, практически уничтоживший 48 городских кварталов. Поэтому все, что могло гореть, из проекта выкидывалось. Никаких деревянных перекрытий – только стальные балки. Никакого паркета и деревянных панелей на стенах – только керамическая плитка. 

Хоум_Иншуренс_Билдинг_старая_открытка

(С) Getty Images

Первым заказчиком, рискнувшим купить проект Дженни, была компания по страхованию жилья из Нью-Йорка, решившая построить новую штаб-квартиру в Чикаго.

Страховщикам показалась интересной идея разместиться в самом высоком здании города. Да еще и в пожаробезопасном. 

Справедливости ради отметим, что первый небоскреб получился не совсем «чистокровным». Городские власти консультировались у куда более консервативных архитекторов, чем Дженни, и потребовали усилить конструкцию. Пришлось идти на компромисс и помимо стального каркаса использовать гранитные колонны, сделав несущей заднюю стену. Иначе противники проекта грозились сделать все, чтобы Дженни не сумел построить свою «обреченную на гибель Вавилонскую башню». В итоге запас прочности здания, сданного заказчикам в 1885 году, получился таким, что спустя шесть лет его спокойно надстроили еще двумя этажами.

Хоум_Иншуренс_Билдинг_старая_открытка

(С) Getty Images

К сожалению, Home Insurance Building до наших дней не сохранился. Его разобрали в  1931 году. Но, поклонники творчества Уильяма Ле Барона Дженни могут полюбоваться другими его проектами. Например, ныне существующим небоскребом в Чикаго под названием Манхэттен Билдинг (1891 г.), по сей день являющийся памятником гению своего создателя. Хотя, по большому счету, таким памятником можно считать любой небоскреб в мире. 

Поделиться:
Рубрики

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Заполните Вашу контактную информацию